Производство и продажа дезинфицирующих средств

Российский производитель средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации, больничной гигиены и ветеринарной продукции

О развитии конкуренции на дезинфекционном рынке

Медилис
Доклад от Совета производителей средств и оборудования для дезинфекции,
дезинсекции и дератизации при НОДна XXVII съезде НОД,
4-6 сентября 2018 года. Суздаль
Махнева Татьяна Васильевна, к.п.н.
председатель Совета производителей средств и оборудования
для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при НОД 


В докладе освещена тема опасности монополизации дезинфекционного рынка, проблема двойственного толкования законов, а также роль профильных общественных организаций в создании благоприятной среды для развития конкуренции на дезинфекционном рынке.

Ключевые слова: конкурентная среда, дезинфекционный рынок, дезинфектология, ценообразование услуги, монополизация рынка.

Зная, насколько важна тема конкуренции в стране, первое заседание Госсовета 5 апреля 2017 года Президент РФ Путин Владимир Владимирович посвятил теме развития конкуренции в стране. 

Справедливая и честная конкуренция – это базовые условия для экономического и технического развития, залог обновления страны, ее динамического движения вперед во всех сферах жизни. Однако, часто получается, что госструктуры, компании с государственным участием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки, как следствие, идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательские инициативы и стимулы для открытия своего дела. 

Люди считают, что у них мало шансов пробиться на рынки, плотно занятые госпредприятиями и компаниями с госучастием, что трудно получить государственный или муниципальный заказ в честной, конкурентной борьбе. Ведь у государственных структур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности. Да и технологий разыграть торги в свою пользу существует достаточно, и мы знаем, как они работают.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена, а также торможение развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство и в оказание услуг новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития большинства стран. 

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. 

Таким образом, монополия обуславливает застой хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Поэтому все страны, переходящие к экономике рыночного типа, сталкиваются с этой проблемой. 

Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами, необходимо проведение антимонопольной политики. 

Здесь важно объективно оценивать реально складывающееся внутреннее и внешнее развитие антимонопольного регулирования.

Функции конкуренции на рынках товаров:

1. Функция регулирования. Конкуренция призвана регулировать ассортиментные и качественные характеристики товаров с целью достижения их наибольшего соответствия требованиям покупателей на конкретном рынке. Конкуренция является важнейшим ценообразующим фактором рынка.

2. Функция мотивации. Конкуренция позволяет стимулировать предпринимателей к выпуску наилучшей по качеству и цене продукции, оказывать более качественно услуги по обработкам. Также и торговля конкурентоспособной услугой позволяет обработчикам оказывать услуги по обработкам высокого качества и по приемлемым ценам. В противном случае, хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди производителей средств ДДД и обработчиков. Это соответствует существующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономические возможности каждого участника на торговом рынке производителей и обработчиков. В то же время конкуренция, в отличие от монополии, предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких обработчиков. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо производителю средств ДДД и обработчику безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свои условия. Чем совершеннее конкуренция, тем объективнее ценообразование.

5. Функция учета интересов потребителей. В ходе конкуренции рынок из множества производимых средств ДДД и множества услуг по обработкам отбирает только те, которые нужны для оказания качественных услуг потребителю. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы. 

6. Функция расщепления экономической власти. В условиях монополии потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые монополизированным рынком условия, либо остаться без необходимой ему услуги. На конкурентном рынке экономическая власть расщеплена. 

Рассмотрим наш дезинфекционный рынок за последние несколько лет.

Создается впечатление, что тот хаос, который вызывается деструктивными законами, Постановлениями и СанПиНами, специально создается, чтобы наша судебная система не отдыхала. Возьмем известный Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и 

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Десятки судебных процессов из-за одного слова «дезинфектология». Страдают люди, трясет бизнес. Страна огромная. В одном месте суды предприниматели выигрывают, в других проигрывают. В одном регионе штрафуют, в другом – говорят: «Продолжайте работать». 

А в соответствии с письмом Росстандарта от 23 августа 2018 г. за № 14064-ДТ/03 по вопросу ГОСТ Р 56994-2016 «Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения», данный ГОСТ устанавливает систему понятий в области дезинфектологии и дезинфекционной деятельности. В соответствии с регламентированными понятиями «Дезинфектология», как область науки, не может подлежать лицензированию как услуга или вид деятельности. 

Совершенно мистическая ситуация произошла с СанПиНом 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение».

Начиная с 2014 года, участники дезинфекционного рынка активно изучали, делали правки к данному СанПиНу, проект которого вывешен на сайте http://regulation.gov.ru. В конечном итоге 07.06.2017 года за № 83 СанПиНа был подан на регистрацию и зарегистрирован за № 48345 уже 27 сентября 2017 г. , в котором в п. 2.3. была прописана лицензия на медицинскую деятельность. Мало этого, на регистрацию в Минюст был подан текст, который не обсуждался дезинфекционным рынком и который мы все впервые увидели, когда он был зарегистрирован в Минюсте и опубликован на сайте Роспотребнадзора.

После множества обращений участников дезинфекционного рынка, вплоть до Правительства, пункт по лицензированию был убран. Но текст, который не обсуждался, оставлен.

По данным Всемирного банка на 2015 год, чтобы приступить к строительству многоквартирного дома в России требуется согласование не менее 700 дней, в Китае – 300 дней, в США – 40 дней. 

Предприниматели, с целью уйти от запаздывающих (или неэффективных) решений, вынуждены во многих случаях, покупать административный ресурс, что позволяет им развиваться в тепличных условиях и вытеснять других конкурентов.

Все зеркально будет происходить и на дезинфекционном рынке в случае «узаконивания» лицензирования.

Другой пример - применение средств в ЛПО с низкими нормами расхода. 

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, являются серьезной проблемой для всех стран мира, и Российская Федерация - не исключение. По данным официальной статистики, в России ежедневно регистрируется свыше 50 тысяч случаев заражения ИСМП, а по экспертным данным – значительно больше. 

Результаты внутрибольничных инфекций чрезвычайно неблагоприятны и 

нередко являются основной причиной летальности и опасных для здоровья пациентов осложнений. Экономический ущерб, причиняемый ИСМП, значителен: в Российской Федерации этот показатель, по самым скромным подсчетам, может достигать 10-15 миллиардов рублей в год (для сравнения: в Европе – примерно 7 миллиардов евро, а США - 6,5 миллиарда долларов). ИСМП существенно снижают качество жизни пациента, приводят к потере репутации учреждений здравоохранения. Поэтому обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной среды в ЛПУ – стратегическая задача российского здравоохранения.

Проблема внутрибольничных инфекций подразумевает не только правильный учет и анализ ИСМП, но и применение качественных дезсредств, соответствующих общепризнанным научным данным. 

Десять лет вопрос витал в воздухе. Теперь, наконец-то, проблема сдвинулась с места. Тоже вопрос конкурентной среды. Неужели, давая аккредитацию организациям на испытание дезинфекционных средств, нельзя было разрабатывать единые требования по испытанию? Можно было, но не сделали. Теперь во всем виноват предприниматель.

Куда ему бежать и где искать защиты? Тут предприниматель вспоминает, что у него есть общественная Национальная организация дезинфекционистов (НОД), которая строго спрашивает за неуплату членских взносов и бдительно стоит на защите российских предпринимателей, производителей и обработчиков и их интересов. 

В этом году мы переизбираем Президиум НОД, мы должны руководствоваться существующим Уставом НОД. Почему? Тот проект нового Устава, который нам предоставили, не был размещен на сайте НОД для общедоступного изучения.

В новой редакции Устава сейчас, когда идет ротация Президиума НОД, нет необходимости. У нас есть добротный Устав, с небольшими изменениями действующий 27 лет. Да, в нем, на данный момент, есть некоторые устаревшие данные, но они не будут мешать еще году жизнедеятельности организации.

Несколько редакций Устава обусловлены еще тем, что государственные структуры, которые были учредителями общественной организации, либо расформировались, либо ушли из НОДа.

В новом Уставе предлагаем написать: Учредителями НОД являются члены НОД. При приеме новых членов, а также в случае выхода учредителя НОД из состава общественной организации, Устав не перерегистрируется.

Поэтому предлагаем рекомендовать новый Устав на XXVII съезде не принимать, проект нового Устава НОД разместить на сайте НОД для обсуждения его всеми членами организации. По результатам обсуждения вопрос о принятии нового Устава вынести на следующий съезд.

В соответствии с пунктом 5.6. Устава НОД, Общее собрание членов НОД решает любые вопросы деятельности НОД.

На данный момент большинство членов Президиума НОД – это представители государственных структур.

На сентябрь 2018 года, по данным сайта НОД, в составе НОД 25 государственных структур дезинфекционного профиля, 28 частных фирм, оказывающих услуги дезинфекционного профиля и 27 предприятий-производителей дезсредств. 

Предлагаем гармонизировать состав Президиума НОД и включить в него следующие предприятия: 

1) 4 государственные учреждения

- ГУП "Московский Городской Центр Дезинфекции", г. Москва, Руководитель Юнаков П.А.

- ФГУП "Московский областной центр дезинфекции", г. Одинцово, Директор Галкина М.А.

- ФБУН «НИИДезинфектологии», г. Москва, Директор Шестопалов Н.В.

- МБУЗ «Дезстанция», г. Набережные Челны, И.о. директора Хисамова Р.Д.

2) 4 коммерческие структуры, фирмы-обработчики

- ООО «Тройка-сервис», г. Екатеринбург, Директор Гаврилов С.В.

- ООО «Гигиена плюс», г. Анапа, Генеральный директор Жулев А.И.

- ООО «Калинка-Дез», г. Москва, Генеральный директор Сорока В.К.

- ООО «ДЕЗПРОФ», г. Реутов, Генеральный директор Сущиков Р.К.

3) 4 фирмы-производители

- ООО «Центр дезинфекции», г. Москва, Генеральный директор Чепко В.И.

- ООО «Лаборатория МедиЛИС», г. Москва, Коммерческий директор Махнева Т.В.

- АО «Капитал-Прок», г. Балашиха, Генеральный директор Тананова С.Ю.

- ООО «НПК «Альфа», г. Ростов-на-Дону, Директор Панарин С.А.

Гармонизация Президиума НОД даст возможность более четко реагировать на возникающие проблемы дезинфекционного рынка.

Из данных Росстата известно, что идет ежегодный рост организаций дезинфекционного профиля, индивидуальных предпринимателей, оказывающих дезинфекционные услуги и уменьшение государственных предприятий.

Организации и структурные подразделения дезинфекционного профиля  1991 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2017 г.
Структурные подразделения дезинфекционного профиля в составе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту 4190 441 379 365 348
Федеральные государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля 19 44 44 44 42
Организации дезинфекционного профиля субъектов Российской Федерации (дезинфекционные центры, станции) - 32 32 29 28
Иные коммерческие и некоммерческие организации дезинфекционного профиля и индивидуальные предприниматели, оказывающие дезинфекционные услуги - 1389 1389 1450 1545

Заметим, что в НОДе состоит всего 6% от общего количества зарегистрированных участников рынка дезуслуг.
Некоммерческое партнерство НОД создано на основе общности целей и интересов членов НОД в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. В чем наша общность и единство целей? Главная цель и главный интерес – защита членов НОД от иностранных конкурентов, от необоснованных проверок и создание благоприятной среды для развития бизнеса.

Тема лицензирования, тема развития конкуренции на дезинфекционном рынке, взволновала не только обработчиков, входящих в НОД, но и производителей. Почему? Производитель заинтересован в рынке сбыта. Необоснованное ужесточение требований к обработчикам, хаос, заставит уйти с рынка большое количество фирм, применяющих в своей ежедневной практике средства, производимых российскими предприятиями. Останутся крупные структуры с государственным участием, потребность которых будут обеспечивать карманные и аффилированные фирмы. Данные примеры гигантских предприятий-обработчиков у нас уже есть.

Есть уверенность, что наш глас – «глас вопиющего в пустыне», будет услышан и конкурентная среда на дезинфекционном рынке будет развиваться, выражаясь медицинским языком, не благодаря хирургическим вмешательствам, а терапевтическим лечением.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

2. Ответ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 23 августа 2018 г. за № 14064-ДТ/03.

3. СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение".

4. Протокол № 2 заседания Совета производителей средств и оборудования для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при НОД от 22 августа 2018 г.

5. Сайт https://regulation.gov.ru

Компания Медилис является постоянным членом:

2.png (26 KB) Национальной ассоциации специалистов по контролю инфекций (НАСКИ)
1.png (18 KB) Ассоциации медицинских сестер России (РАМС)
4.png (20 KB) Ассоциации "Дезинфекция и пест-контроль"
Почему стоит выбрать «медилис»?
яблоко
Безопасность

Вся наша продукция прошла необходимые токсикологические исследования в профильных институтах.

качество
Высокое качество

Продукция Медилис зарегистрирована в системах Роспотребнадзор и в Россельхознадзор.

время
Эффективность

Товары проверены временем и спросом, постоянно возрастающим.

Рейтинг@Mail.ru
Медилис whatsapp link